Протокол заседания коллегии минобрнауки рф
Протокол
заседания коллегии минобрнауки рф от 11.02.2009 n пк-1 "о мерах по
совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 11 февраля
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИХ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной политики в
сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А.
Левитской, коллегия отмечает, что в период с 2000 года министерством была
проделана определенная работа, направленная на обеспечение сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных
учреждениях, которая продолжает осуществляться в рамках приоритетного
национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы
развития образования на 2006 - 2010 годы, Федеральных целевых программ
"Дети России" на 2007 - 2010 годы и "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Минобрнауки России
совместно с заинтересованными ведомствами реализуется комплекс мер по созданию
условий для охраны здоровья обучающихся и реорганизации системы питания в
общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий производства и
транспортировки пищевых продуктов, ведется работа по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных
учреждениях коллегия решила:
1. Принять доклад директора Департамента государственной политики в сфере
воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки
России А.А. Левитской о направлениях системной деятельности по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся, организации их питания в образовательных
учреждениях к сведению.
2. В рамках разработки федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования нового поколения:
2.1. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской) в
срок до 30 августа 2009 года подготовить предложения по разработке требований к
результатам освоения основных образовательных программ, способствующих формированию
у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих
поведенческих стереотипов.
2.2. Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко):
- обеспечить включение в перечень требований к результатам освоения основных
образовательных программ позиций, способствующих формированию у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих
стереотипов; разработку предложений по структуре и содержанию основных
образовательных программ и условиям их реализации, направленных на достижение
обозначенной цели. Срок - до 30 декабря 2009 года.
3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Л.Н. Глебовой),
Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко) проработать
вопросы совершенствования контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена (КИМы ЕГЭ) с целью обеспечения их большего
соответствия обязательному минимуму содержания общего образования.
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Л.Н. Глебовой):
- при проведении инспекционных проверок деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере
образования, образовательных учреждений включать в планы-задания проверок
вопросы соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, организации их питания и организации здоровьесберегающей
деятельности;
- при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений в
рамках оценки воспитательной деятельности учитывать состояние работы
образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся (воспитанников),
включая вопросы комплексной
организации здоровьесберегающей деятельности.
5. Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко),
Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской):
- при разработке Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в
системе образования Российской Федерации предусмотреть возможность присвоения
статуса инновационных площадок по направлениям здоровьесберегающей деятельности
и формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечить организацию разработки и включения в программы высшего
педагогического образования модулей, обеспечивающих соответствующую подготовку
кадров для решения задач по здоровьесберегающей деятельности в
общеобразовательных учреждениях и формированию у обучающихся, воспитанников
культуры здорового и безопасного образа жизни. Срок - до 30 декабря 2009 года.
6. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской):
- внести в установленном порядке предложения о включении в 2009 - 2010 годах в
Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы проекта,
предусматривающего разработку модульных программ повышения квалификации
руководителей образовательных учреждений, педагогических работников по вопросам
охраны здоровья, формирования культуры здорового образа жизни и профилактики
социально значимых заболеваний, с последующей апробацией и внедрением указанных
программ в систему повышения квалификации педагогических работников на
федеральном и региональном уровнях. Срок - до 30 марта 2009 года;
- совместно с Минздравсоцразвития России проработать вопрос о законодательном
регулировании статуса школьного врача.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования:
- принять дополнительные меры по разработке и реализации региональных и муниципальных программ,
обеспечивающих охрану здоровья и направленных, в том числе, на совершенствование
организации питания, оказание медицинской помощи обучающимся в
общеобразовательных учреждениях, профилактику злоупотребления психоактивными
веществами и распространения в образовательной среде ВИЧ-инфекции, развитие
физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
- включить в критерии выплаты стимулирующей части заработной платы педагогов
надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни;
- усилить контроль за соблюдением образовательными учреждениями норм и правил в
части обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа
жизни.
Министр
А.ФУРСЕНКО
К заседанию коллегии Минобрнауки России 14 сентября
|
РЕШЕНИЕ
Коллегии Минобрнауки России
О
приоритетных направлениях деятельности
по
профилактике злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде
Указанная работа осуществляется в рамках федеральной
целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту”, ряда других федеральных целевых и ведомственных
целевых программ, а также в рамках иной деятельности, предусмотренной планами
работы Минобрнауки России, находящихся в его ведении федеральных служб и
федеральных агентств.
Соответствующие целевые профилактические программы
разрабатываются и реализуются
региональными и муниципальными
органами управления образованием и органами по делам молодежи.
В настоящее
время в основном разработано научно-методическое обеспечение деятельности по
профилактике злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной среде. Во всех федеральных округах созданы центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по
указанной проблематике. Обеспечивается межведомственное взаимодействие в организации профилактической
работы.
Вместе с
тем, анализ ситуации
свидетельствует о
необходимости дальнейшего
совершенствования деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде.
В качестве приоритетных направлений
указанной деятельности следует рассматривать совершенствование
научно-методического, информационного,
кадрового, нормативного правового обеспечения профилактической работы, а
также организацию комплексной
системы профилактики на всех уровнях (в том числе на уровне региона,
муниципального образования, образовательного учреждения).
Коллегия решила:
1. Принять к сведению
доклад «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
2. Одобрить приоритетные
направления деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде.
3. Департаменту государственной
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.):
3.1. Подготовить в срок до 31
декабря 2005 года проект минимальных
требований к организации деятельности по профилактике злоупотребления
психоактивными веществами в
образовательной среде и
организовать в
3.2. Совместно с Федеральным
агентством по образованию (Балыхиным Г.А.), заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти провести в IV квартале 2006 года всероссийскую
конференцию по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде.
3.3. Совместно
с МВД
России, ФСКН России
подготовить в срок до 1 октября
2005 года инструктивно-методическое
письмо в региональные органы управления образованием, органы внутренних дел, органы по контролю за
оборотом наркотиков о
мерах по предупреждению и
пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в
образовательных учреждениях.
3.4. Совместно с
Минздравсоцразвития России подготовить в срок до 31 декабря 2005 года
инструктивно-методическое письмо в региональные органы управления образованием
и органы управления здравоохранением о мерах по выявлению обучающихся, воспитанников
образовательных учреждений, злоупотребляющих психоактивными веществами.
3.5.
Совместно с Департаментом государственной политики в образовании (Калина И.И.),
Федеральным агентством по
образованию (Балыхиным Г.А.)
в срок до 31 декабря 2005 года
рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в законодательство в части введения
требования справки о состоянии здоровья с включением в нее записи врача
нарколога для лиц, поступающих в образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования, и студентов
учреждений профессионального образования.
3.6. Организовать
в 2005 – 2006 годах работу по размещению в средствах массовой информации и сети
Интернет печатных и видеоматериалов по вопросам профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной среде.
4. Департаменту государственной политики
в образовании (Калине И.И.):
4.1. Совместно с Департаментом
государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
(Апатенко С.Н.) при подготовке концепции, структуры и содержания
государственных образовательных стандартов и (или) примерных образовательных
программ следующего поколения предусмотреть
включение в соответствующие курсы вопросов, связанных с профилактикой
злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде.
5. Федеральной
службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.):
5.1. При проведении инспекционных проверок деятельности органов
управления образованием, образовательных
учреждений включать в перечень
вопросов для инспектирования состояние работы
по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди обучающихся,
воспитанников.
5.2.
При проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений при использовании показателя «Воспитательная деятельность» учитывать состояние работы образовательного
учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
6. Федеральному
агентству по образованию (Балыхину Г.А.) совместно с Департаментом
государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
(Апатенко С.Н.) в срок до 1
ноября т.г. рассмотреть вопрос о возможности финансирования в
повышения
квалификации работников органов управления образованием, органов по делам
молодежи, образовательных учреждений и учреждений органов по делам молодежи по
вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, обратив особое внимание на повышение квалификации преподавательского состава
педагогических высших учебных заведений;
всероссийских и
межрегиональных конференций, совещаний, семинаров по вопросам профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
7. Рекомендовать
органам управления образованием, органам по делам молодежи субъектов Российской
Федерации:
7.1. Принять дополнительные меры по разработке и реализации региональных
и муниципальных программ профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде,
обратив особое внимание на:
выявление, учет и организацию профилактической работы с
несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и иной
трудной жизненной ситуации, в том числе злоупотребляющими психоактивными
веществами;
совершенствование
качества воспитательной работы, обеспечение условий для
общественно-полезной, в том числе трудовой, занятости, досуга детей и молодежи,
вовлечения их в занятия физической культурой и спортом в образовательных
учреждениях и по месту жительства, сохранение и развитие сети образовательных
учреждений дополнительного образования детей;
внедрение в деятельность образовательных учреждений
специализированных образовательных программ, направленных на формирование у
обучающихся законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа
жизни;
подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов, планирующих и осуществляющих деятельность по
профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
реализацию мер по охране здоровья
обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений, включая проведение регулярных медицинских профилактических
осмотров;
развитие сети
учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих деятельность по
оказанию психологической,
педагогической, социальной,
медицинской, правовой помощи
несовершеннолетним и молодежи с проблемами в развитии, обучении, поведении и
социальной адаптации, в том числе злоупотребляющим психоактивными веществами, а
также их родителям; реализацию мер по укреплению материально-технической базы
указанных учреждений, увеличению штатной численности и стимулированию
деятельности работающих в них специалистов;
организацию деятельности по предупреждению и пресечению
незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих
веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и
молодежи;
поддержку молодежных инициатив по реализации
социально значимых проектов, в том числе направленных на профилактику
злоупотребления психоактивными веществами, включая организацию волонтерского
движения;
организацию антинаркотической пропаганды, пропаганды
здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации;
организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия
с негосударственными, общественными и религиозными организациями,
осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде;
организацию контроля за исполнением законодательства, регулирующего
вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде, в деятельности подведомственных учреждений.
7.2. Использовать возможности центров
повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам
профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в
образовательной среде в федеральных округах для организации
повышения квалификации специалистов, разработки и проведения экспертизы
профилактических программ.