Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.07 № ВФ-564/06
"Об организации и проведении Всероссийской акции "За здоровье и
безопасность наших детей"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ
"ЗА ЗДОРОВЬЕ И
БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ"
В целях повышения
эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей и
молодежи, профилактике злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде ФСКН России, Минобрнауки России и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти инициировано
проведение Всероссийской акции "За здоровье и безопасность наших
детей" (далее - акция). Минобрнауки России направляет для использования в
работе Рекомендации по организации и проведению Всероссийской акции "За
здоровье и безопасность наших детей" (далее - рекомендации) и предлагает
органам управления образованием, органам по делам молодежи субъектов Российской
Федерации: довести рекомендации до сведения подведомственных учреждений,
муниципальных органов управления образованием, органов по делам молодежи;
разработать планы мероприятий по реализации акции в соответствии с
рекомендациями.
Заместитель Министра
В.Н.ФРИДЛЯНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ
"ЗА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ"
I. Обоснование проведения акции
Сохранение и укрепление
здоровья детей и молодежи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности
входят в число важнейших государственных задач.
Употребление
несовершеннолетними и молодежью наркотических средств и психотропных веществ
(далее - наркотики), вовлечение наших юных сограждан в незаконный оборот
наркотиков представляют серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны,
социальной сфере и правопорядку. Демографические последствия наркозависимости
становятся все более угрожающими.
В России насчитывается около
6 млн. человек, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них дети и
молодежь составляют 70 процентов. Особую тревогу вызывает тот факт, что за
последние годы возраст первичных проб наркотиков несовершеннолетними снизился
до 12 - 14 лет.
В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации
родители (лица, их заменяющие) имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также
обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии.
Реализация комплексного
подхода к проблеме предупреждения социально опасных явлений в обществе,
профилактики отклонений в поведении детей и подростков и обеспечение
безопасности их жизнедеятельности невозможны без активного привлечения их
родителей (иных законных представителей) (далее - родители), педагогических
работников образовательных учреждений, актива обучающейся молодежи, а также
представителей общественных организаций и религиозных конфессий.
Важнейшим институтом ранней
социализации является семья. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные
ценности, нормы поведения. Именно в семье начинается систематическое
воспитательное, позитивное и превентивное влияние на детей и подростков,
формируются качества личности, способной противостоять влиянию асоциальной, криминогенной
среды.
Своевременная обеспокоенность
членов семьи по факту появления первых признаков девиантного поведения может
стать главной преградой для вовлечения ребенка в незаконные оборот и
потребление наркотиков. В свою очередь, отсутствие целенаправленного
профилактического, воспитательного воздействия в семье является одной из
основных причин детской безнадзорности и беспризорности, вовлечения
несовершеннолетних в злоупотребление наркотиками и иными психоактивными
веществами, в совершение правонарушений.
Значительным потенциалом как
непосредственно в воспитании детей, так и в организации конструктивного
взаимодействия с родителями обучающихся в целях реализации комплекса
превентивных мер, формирования безопасной для жизни и здоровья детей среды
располагают образовательные учреждения различных типов, начиная с дошкольных и
заканчивая высшими учебными заведениями.
В соответствии с подпунктом 3
пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обязанность органов управления образованием и
образовательных учреждений осуществлять в пределах своей компетенции
индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в
социально опасном положении, в том числе злоупотребляющими наркотиками или
входящими в группу риска злоупотребления наркотиками, установлена статьей 14
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних".
При соответствующей
подготовке именно родители наряду с педагогическими и медицинскими работниками
образовательных учреждений (далее - педагогические работники образовательных
учреждений) могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики
отклоняющегося поведения и незаконных потребления и оборота наркотиков в
детско-подростковой среде.
В то же время многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению
своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях
здоровья, о причинах, признаках и последствиях наркомании (гепатит, ВИЧ/СПИД и
пр.), о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм
отклоняющегося (девиантного) поведения. С
другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических
и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по
профилактике наркомании среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение
обуславливает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности
родителей и педагогических работников образовательных учреждений о наркомании и
мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в
организации профилактической работы с детьми и молодежью.
II. Цели и задачи акции
Целью Всероссийской акции
"За здоровье и безопасность наших детей" (далее - акция) является расширение форм участия
общественности, в том числе родительской, а также педагогических работников
образовательных учреждений в профилактике различных форм девиантного поведения
и распространения наркомании, а также создание системы
информационно-пропагандистской работы с населением для реализации согласованных
действий по формированию здорового образа жизни, предупреждению вовлечения детей
и молодежи в незаконные потребление и оборот наркотиков.
Задачами акции являются:
- привлечение внимания
населения к проблемам безнадзорности, правонарушений, наркомании среди детей и
молодежи;
- информирование населения о
причинах, формах девиантного поведения, социальных и медицинских последствиях
злоупотребления наркотиками;
- обучение родителей,
педагогических работников образовательных учреждений, волонтеров современным
формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного
поведения и злоупотребления наркотиками;
- разъяснение требований
законодательства Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и
противодействия незаконному обороту наркотиков;
- информирование общественности
о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики
безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, лечения наркомании и борьбы
с наркопреступностью;
- формирование в обществе
через средства массовой информации, другие информационные каналы негативного
отношения к потреблению наркотиков и наркопреступности, пропаганда преимущества
здорового и безопасного образа жизни;
- разработка и реализация
конкретных мер по профилактике различных отклонений в поведении и
злоупотребления наркотиками среди обучающихся;
- активизация
межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными
структурами, в том числе с общественными организациями и религиозными
объединениями, в решении проблем профилактики безнадзорности, правонарушений,
наркомании среди детей и молодежи.
Время проведения акции: март
- ноябрь 2007 года.
III. Организация проведения акции
При планировании и проведении
акции может быть использован предлагаемый примерный перечень профилактических
мероприятий:
1. Подготовка специальных
материалов антинаркотической направленности, в том числе буклетов, брошюр,
социальной рекламы для размещения в средствах массовой информации, а также
наружной рекламы для размещения на улицах, в транспортных средствах общего
пользования, крупных торговых центрах, местах для проведения зрелищных
мероприятий (театры, кинотеатры, стадионы) и т.д.
2. Организация на
телевизионных каналах, в печатных и электронных средствах массовой информации
обсуждения вопросов о роли семьи в воспитании детей и предупреждении различных
форм девиантного поведения, а также наркомании среди детей и подростков.
3. Организация проведения
форумов, круглых столов, конференций, брифингов по проблемам профилактики
девиантного поведения, незаконного оборота и потребления наркотиков в
детско-молодежной среде.
4. Проведение специальных
мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) для руководителей и педагогических
работников образовательных учреждений (в том числе заместителей директора по
воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных
педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов,
учителей основ безопасности жизнедеятельности, учителей физической культуры и
др.) с целью обучения их современным технологиям, формам и методам работы с
родителями при решении вопросов своевременного выявления и предупреждения
отклонений в поведении, а также наркомании среди детей и подростков.
5. Проведение тематических
родительских собраний по вопросам профилактики девиантного поведения,
противодействия вовлечению детей и молодежи в незаконные потребление и оборот
наркотиков.
6. Формирование актива из
числа наиболее подготовленных родителей и проведение с ними специальных
мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) с целью обучения навыкам выявления
первичных признаков наркотического поведения и принятия своевременных мер по
предупреждению вовлечения детей и подростков в незаконные потребление и оборот
наркотиков.
7. Организация, в том числе
силами обучающихся и студентов при участии родителей и педагогических
работников образовательных учреждений, культурно-развлекательных, спортивных и
иных досуговых мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи
мотивации на ведение здорового образа жизни и негативного отношения к
потреблению наркотиков, алкоголя и курению табака.
8. Проведение целевых
профилактических мероприятий, в том числе в помещениях и на территории
образовательных учреждений, в местах досуга несовершеннолетних и молодежи,
направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с
незаконным потреблением и оборотом наркотиков.
9. Распространение среди
педагогических работников образовательных учреждений, родителей, обучающихся
информации об учреждениях и организациях, осуществляющих обследование,
консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию
несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих наркотиками.
10. Организация "горячей
линии" по вопросам профилактики и коррекции отклоняющегося поведения,
наркомании у детей и подростков.
11. Проведение
образовательно-оздоровительных лагерей (смен) для детей и молодежи,
злоупотребляющих наркотиками или входящих в группу риска злоупотребления
наркотиками, а также для волонтеров, работающих с детьми и молодежью,
злоупотребляющими наркотиками или входящими в группу риска злоупотребления
наркотиками.
12. Обследование детей и
молодежи на предмет выявления употребления наркотиков на добровольной основе (с
согласия обследуемых либо с согласия родителей несовершеннолетних, не достигших
возраста 15 лет).
При проведении акции
целесообразно руководствоваться рекомендациями, содержащимися в письме
Минобрнауки России, МВД России и ФСКН России от 21 сентября
Мероприятия в рамках акции
следует планировать и проводить совместными усилиями специалистов органов
управления образованием, образовательных учреждений, органов по контролю за
незаконным оборотом наркотиков, органов и учреждений социальной защиты
населения, здравоохранения, службы занятости, по делам молодежи, комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и других
правоохранительных органов, военных комиссариатов, воинских частей с
привлечением представителей общественных (в том числе родительских и
молодежных) организаций и религиозных объединений, средств массовой информации,
активных, пользующихся уважением и авторитетом политических деятелей, деятелей
культуры, науки, искусства, спорта.
Руководитель
Департамента межведомственной
и информационной деятельности
ФСКН России
А.Г.МИХАЙЛОВ
Директор Департамента
молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей
Минобрнауки России
А.А.ЛЕВИТСКАЯ